Оружие

Главная
Происхождение
Расселение
Мифология
Занятия
Быт
Оружие
Автор проекта


Кольчуга

В глубочайшей древности человечество не знало защитных доспехов: первые воины шли в бой нагими. Однако история никогда не стояла на месте, технический прогресс двигался своим чередом, Со временем воины надели одежду и начали употреблять всевозможные защит-ные приспособления. При этом праотеческий закон, предписывающий в сражении наготу, отнюдь не был забыт. Уйдя из повседневной воинской жизни, он остался "на крайний случай", для последнего смертного боя, когда наш далёкий предок уже не заботился о сбережении жизни и помышлял лишь о том, чтобы достойно принести себя в жертву Пе-руну, покровителю воинов. Свидетельства тому сохранили иностранные хроники, авторы которых имели дело с воинами-славянами - и как противники, и как союзники. "Панцирей они никогда не надевают, - пишет византийский хронист VI века. Обратим внимание на следующие слова: - Иные же не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами..." А вот как описывает "дела давно минувших дней" датский писатель, живший в XII веке. По его словам, "при рукопашном бое славяне перебрасывают свои щиты за спину... и с открытой грудью, выставляя всё тело на раны, с мечом в руках бросаются на врага...". За-метим, что здесь идёт речь не о событиях XII века, а о гораздо более ранних. Согласимся - вид такого воина, исполненного презрения к смерти и чувствующего за со-бой исполинские тени Богов, мог заставить попятиться какого угодно врага... Вероятно, уместно вспомнить здесь живописные полотна и монументы нашего времени, посвящённые героизму солдат Великой Отечественной. Воины, принимающие последний бой, очень часто изображаются обнажёнными по пояс! Вот какова сила традиции. Кольчуга, впрочем, тоже ведёт свой род из глубокой древности. Первоначально появив-шись в Ассирии или Иране, она была хорошо известна римлянам и их соседям. Долгое время учёные полагали, что с гибелью Рима кольчуга в Европе была позабыта и опять об-рела популярность лишь во времена крестовых походов, когда крестоносцы заново позна-комились с нею на мусульманском Востоке. Однако позднейшие исследования археологов доказали, что на самом деле всё было иначе: после падения Рима удобные и надёжные кольчуги не только не исчезли из употребления, но, наоборот, получили широкое распро-странение в "варварской" Европе. Ещё в римскую эпоху их узнали в Скандинавии; в VIII-IX веках нашей эры кольчуги носили по всей Восточной Европе от Прикамья, Западного Приуралья и Северного Кавказа до Чехии. Естественно, кольчуга при этом не могла не обрасти мистическими свойствами, с боль-шим успехом заменив "божественную" наготу воина прежних веков. Что же это были за свойства? Шаман в ритуалыюй одежде

Во-первых, кольчуга железная. Стало быть, она наследует всю магию металла, побывав-шего под молотом кузнеца. Во-вторых, кольчуга, сплетенная из многих тысяч колечек, - изделие исключительно трудоёмкое, а значит, тем более "священное" (и дорогостоящее). В-третьих, следует заглянуть в этнографический музей и присмотреться там к шаманско-му одеянию. Учёные пишут, что стадию шаманизма прошли в разное время все народы мира. Ритуальные одежды шаманов весьма разнообразны, но есть между ними и сходство. В частности, фигурные железные бляшки, зачастую сплошь покрывающие костюм. Это обереги (подробнее см. в одноимённой главе), призванные отпугивать злых духов и при-влекать внимание добрых. Во время шаманского действа - камлания - они таинственно шумели и звенели в такт ударам бубна или барабана... Воин в железной броне, идущий в атаку под мерный рокот барабанов, в глазах древних людей должен был выглядеть родным братом шамана. Со страниц хроник доносится глухой и мрачный барабанный бой, которым сопровождали свою атаку иные "варварские" племена. Война ещё не успела стать для них ремеслом: вся-кий раз битва была хотя бы отчасти богослужением. Неудивительно, что некоторые воины впадали в неистовство, подобное экстазу шамана: проявляли немыслимую в обычных ус-ловиях силу и быстроту, не чувствовали ни страха, ни боли от ран, кусали свои щиты и утрачивали способность говорить - только рычали... Подобных воинов скандинавы назы-вали "берсерками". Это слово толкуют по-разному: то ли "без рубашки", то ли "медвежья рубашка". Первое объяснение в комментариях не нуждается, второе же означает, что бое-вое бешенство якобы превращало берсерков в медведей. Во всяком случае, вели они себя подобающим образом. И для этого им не требовалось поедать мухоморы или вдыхать наркотический дым, как иногда ошибочно утверждают. Историки пишут: даже доблестные римские легионы бывали полностью деморализованы атакой "воинов-шаманов" из варварских племён и в панике разбегались. А русская лето-пись рассказывает: наши воины, вышедшие однажды "в голых бронях" ради устрашения неприятеля, выглядели столь жутко, что решительно невозможно было смотреть... Одним словом, у самых разных народов "железная рубаха" служила не только индивиду-альной защитой, но и знаком "воинской святости", немаловажным магическим средством достижения победы в бою. Если в VI веке наши предки редко употребляли защитный доспех, то двумя столетиями позже они появляются уже в кольчугах собственного производства, причём славянские мастера работали в европейских, а не в азиатских традициях. Более того, по мнению исто-риков, некоторые соседние кочевые племена, например печенеги, заимствовали кольчуги именно у славян. Кольчуги, изготовленные славянскими мастерами Х века, через Болга-рию попадали в далёкий Хорезм. Это значит, они были изготовлены по самым передовым технологиям своего времени и были вполне "конкурентоспособны". Спустя некоторое время русские кольчуги получили известность и признание на рыцарском Западе. Фран-цузская героическая поэма "Рено де Монтобан" упоминает "добрую кольчугу, сделанную на Руси". Только вот назывались ли тогдашние кольчуги - "кольчугами"? Это слово впервые упоми-нается в письменных источниках XVI века. В интересующую нас эпоху бытовало иное название- "броня кольчатая". Что же касается слова "броня", языковеды расходятся во мнениях. Некоторые полагают, что оно заимствовано из германских языков, где сущест-вовало сходное слово с тем же значением. Их оппоненты пишут, что славянская и герман-ская "брони" просто родственны одна другой. Кто прав - не нам судить. На территории Древней Руси археологами найдено более сотни кольчуг IX-XIII веков, из них сорок целых. Таким количеством находок не располагает ни одна из стран западной Европы. Многие кольчуги найдены на местах древних битв, какие-то затерялись в руинах сгорев-ших городов, часть была брошена во время бегства: из летописей известно, что отсту-пающее войско бросало буквально всё, что мешало уносить ноги, нередко являясь домой "в исподнем" и босиком. Иные кольчуги найдены в древних могилах на телах погребён-ных витязей и вождей. Такие кольчуги порой со временем отвердевали, превращаясь в своего рода "скульптурные отпечатки" усопших воителей. Кусочки кольчужной ткани, отдельные колечки находят порой и в женских могилах. Эти женщины совершенно не обязательно были воительницами. По мнению учёных, фрагмен-ты кольчуг представляли собой мужской заупокойный дар любимой подруге: точно так же в мужских погребениях нередко находят женские бусы... Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13 мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8-2,0 мм. Шестьсот метров проволоки требо-валось для изготовления всего одной "железной рубашки". Кольца обычно бывали одина-кового диаметра; лишь в позднем средневековье стали сочетать кольца разной величины, прикрывая наиболее уязвимые части тела мелким плетением.
Некоторые кольца заваривалась наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое после этого заклёпывалось. Кропотливая работа требовала немало-го навыка и большого терпения. Тем не менее для древнерусских кузнецов никакого сек-рета в ней не было. Археологи указывают, что даже с войском, по-видимому, ездили мас-тера, способные починить кольчуги прямо в походе. Об этом свидетельствуют наборы миниатюрных инструментов, найденные при раскопках. Плетение из сварных и склепанных колец

Древнерусская кольчуга отличалась от западноевропейской, которая уже в Х-XI веках бы-ла длиной по колено, имела полный рукав и весила до 10 кг. Наши кольчуги были около 70 см длиной, имели ширину в поясе примерно 50 см, длина рукава составляла 25 см - до локтя. Разрез ворота находился посередине шеи или был сдвинут в сторону; застёгивалась кольчуга без "запаха", воротник достигал 10 см. Вес такой брони равнялся в среднем 7 кг. Археологами найдены кольчуги, сделанные для людей разного телосложения. Некоторые из них сзади короче, нежели спереди, - очевидно, для удобства посадки в седле. Перед самым монгольским нашествием появились кольчуги из уплощённых звеньев ("байданы") и кольчужные чулки ("нагавицы"). Во многих фильмах, претендующих на звание исторических, приходится видеть, как древнерусское войско, отправившееся на врага, выезжает в дальний путь "при полном па-раде" - в кольчугах и шлемах. В кольчугах расхаживают воины и у себя дома, отнюдь не будучи "при исполнении", и даже садятся в таком виде за праздничный стол. Учёные под-чёркивают, что это - грубейшая ошибка кинематографистов! В походах доспехи всегда везли снятыми и облачались в них непосредственно перед сражением, иногда - в виду не-приятеля. В древности бывало даже так, что противники вежливо ожидали, пока все должным образом приготовятся к битве... И много позже, в XII веке, русский князь Вла-димир Мономах в своём знаменитом "Поучении" предостерегал против поспешного сня-тия доспехов тотчас же после битвы. Видимо, у реальных воинов, в отличие от "кинош-ных", не было никакого желания попусту красоваться в тяжёлых кольчугах...
Меч

Как же изготавливали наши предки клинки своих мечей, которые в X веке вывозились на Восток и там пользовались исключительной популярностью, поскольку их, по словам му-сульманского автора тех времен, можно было "сгибать пополам и когда отнять, они воз-вращаются в прежнее положение"? Говоря о холодном оружии из высококачественной стали, мы привычно оглядываемся на арабский Восток. Всем знакомы слова "булат" и "дамасская сталь". Однако в эпоху викин-гов, о которой здесь в основном говорится, исламские мечи не ввозили в Европу, ибо они значительно уступали местным по качеству. Замечательную сталь делали несколько дальше, в Персии и Индии. Как пишут историки, название древнего царства Пулуади, за-нимавшего часть территории современных Турции, Армении, Грузии и Ирана, где с древ-нейших времен выделывали железо, дало персидское слово "пулад" (сталь), которое в ус-тах наших предков и превратилось в "булат". Слово "булат" слышали все, но далеко не все знают, что же это такое. Вообще сталь - это сплав железа с другими элементами, в основном с углеродом. Булат - сорт стали, издревле славившийся удивительными свойствами, трудно сочетаемыми в одном веществе. Булат-ный клинок был способен, не тупясь, рубить железо и даже сталь: это подразумевает вы-сокую твердость. В то же время он не ломался, даже будучи согнут в кольцо. Как выяснили ученые-металлурги, противоречивые свойства булата объясняются высоким (более одного процента) содержанием углерода и в особенности его неоднородным рас-пределением в металле. Достигалось это путем медленного охлаждения расплава железа с минералом графитом - природным источником чистого углерода. Клинок, выкованный из полученного металла, подвергали травлению, и на его поверхности проявлялся характер-ный узор - волнисто извивающиеся, прихотливые светлые полоски по темному фону. Фон получался темно-серым, золотисто- или красновато-бурым и черным. По мнению некото-рых языковедов, именно этому темному фону мы и обязаны древнерусским синонимом булата - словом "харалуг": его сопоставляют с тюркским "кара-лук" - "черная сталь". Дру-гие ученые, впрочем, приводят название афганского племени (карлук, харлук, харлуж), которое славилось изготовлением стальных клинков. Булатный узор бывал белым или светло-серым, матовым или блестящим. Булат с черным фоном считался более хрупким, знатоки предпочитали золотисто-бурый. Различались сор-та булата и по виду узора. Крупный (признак высшего качества) узор достигал 10-12 мм, меньше ценился средний - 4-6 мм, еще меньше - мелкий, 1-2 мм. Играл свою роль и рисунок узора. "Полосатый" состоял из прямых, почти параллельных линий: такой булат считался низкосортным. Когда среди линий попадались изогнутые, булат стоил дороже и назывался "струйчатым". Еще лучше был "волнистый" узор из сплошных изогнутых линий. Если они сплетались в пряди, это был "сетчатый" узор, це-нившийся очень высоко. Но всех лучше был "коленчатый" булат. Узор на таком клинке располагался прядями, как на "сетчатом", только в виде поперечных поясков-"коленец", повторявшихся по всей длине клинка. На высших сортах персидских и индийских булатов отчетливо виден белый "коленчатый" узор - повторяющиеся грозди, клубки, мотки и пряди волокон по темно-бурому с золоти-стым отливом фону. Когда же рисунок узора напоминал человеческую фигуру - мечу по-истине не было цены.