Происхождение

Главная
Происхождение
Расселение
Мифология
Занятия
Быт
Оружие
Автор проекта

Вплоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о славянах. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» начинает свое повествование с космографической теории расселения народов – потомков библейского Ноя праведного – после всемирного потопа: «По потопе трие сынове Ноеви разделиша землю, Симъ, Хамъ, Афетъ». Симу достались восточные страны, Хаму – «яся полуденьная страна», «Афету же яшася полунощныя страны и западныя», в том числе и «реки Десна, Припеть, Двина, Волховъ, Волъга». Далее летописец перечисляет народы, которые оказываются в Иафетовой части земли: «В Афетове же части седять чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра, литва… Ляхове же, и пруси, чюдь преседять к морю Ва-ряжьскому. По сему же морю седять варязи…» Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., 1978.




Тако же и ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древ-ляне, зане седоша в лесех (…) Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася сво-имъ имянемъ, и сделаша градъ и нарекоша и Новъгородъ. А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле, и нарекошася северъ. И тако разидеся словеньский языкъ, темже и грамота прозвася словеньская». Итак, согласно космографической теории летописца, словенский народ расселился на восток, дав начало восточнославянским племенам – поля-нам, древлянам, дреговичам, полочанам, новгородским славянам и т.д. И хотя племена были разные, у них сохранилось языковое (родовое) единство, поскольку общей грамотой была славянская: «Се бо токмо словенескъ языкъ в руси: поляне, деревляне, ноугородьци, полочане, дреговичи, северъ, бужане, зане седоша по Бугу, послеже же велыняне. Свидетельств античной письменности пращуров-земляков россиян – множество. Диодор Сицилийский почти 21 век назад на основе местных скифских преданий дал новые варианты леген-ды о происхождении скифов, где фигурируют скифские пари Пал и Нап. Их потомки «подчинили себе об-ширную страну» от Дона до Фракии (Болгарии) и от Кавказа «распространили свое владычество до египет-ской реки Нила» (ВДИ. 1947.). Есть и другие интересные тексты. Например, о хождениях апо-стола Андрея по землям будущей Руси (почти 20 веков назад, записи примерно 10 – 12 веков назад). В начале средних веков появились легенды о происхождении гуннов от придонских ведьм и злых духов (16 веков назад), о приазовском царе Кубрате и его сыновьях, включая Бояна. Они известны по византийским и другим источникам с VI—VIII вв. н. э. (Свод древнейших письменных известий о славянах. Эти отечественные тексты продолжаются летописными традициями описаний «словен» и «русов» (литера-турно противопоставляемых друг другу). Фрагменты этих традиций видны при упоминании первого после-потопного времени, событий 862, 898, 907 и некоторых других годов Традиции отразились в арабских и не-которых других источниках. Вот перевод персидского «Собрания историй» 1126 г.: «...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться Рус ему ответил, что это место тесное (для нас дво-их). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и дос-тиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: «Здесь обоснуюсь и им легко отомщу (сюжет схож с сюжетами о сыновьях Кубрата). (Славяне) делают жилища под землей, так, чтобы хотод, который бывает наверху, их не достал. И он (Сла-вянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь и на них лили во-ду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна. И много занимаются они торговлей...». Подобные мотивы унижения сколотов (скифов) известны в версиях Диодора и Геродота. Ко временам Геро-дота восходит и описание северных парных бань, что с веками — понятно — менялись. Бани новгородцев хорошо отражены легендой об апостоле Андрее, о банях славян упоминали источники и в начале средневе-ковья, уже во времена Аттилы Приазовского более 15 веков назад. К сожалению, «чисто русские тексты» легенды о Словене и Русе (хотя этих текстов и более ста) сохрани-лись в основном от XVII века. Они христианизированы, обычно изображают скифских князей Словена и Руса братьями. Но стоит отметить — старше на век и более, например, записей русских былин. Любопытно, что сравнительно полных переводов легенды на современный русский язык, включения этой основополагающей легенды в хрестоматии и школьные курсы русских литературы, истории, новгородики и т. п. до сих пор нет. Дадим вариант перевода: «Начало Словенску, что ныне Великий Новград именуется.