
|
К концу 10в., в результате реформ, на Руси складывается пантеон
Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их старшества
и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и
христианские святые. ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец,
выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в 4в. и
в процессе создания государственности Киевской Руси 9-10вв. как покровитель
воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье. СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный") . Древнее первенствующее
божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому богу-творцу
Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран. ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности,
"белого света", податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и
противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были
небесными богами. ![]() МOКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре ("Земле- матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия". СЕМАРГЛ. Божество
семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более
широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник между верховным
божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как
божество растительности, связанной с почвой. ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое
дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные
"хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к
Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь. Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников. Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т.д. К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яpыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы. | ||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|